Code Blocks IDE – настройка и использование. Code Blocks IDE – настройка и использование Установка для операционной системы семейства Linux
Code::Blocks — это бесплатная кроссплатформенная среда разработки на языке C/C++. На данный момент это лучшая бесплатная среда разработки на языке Си.
Code::Blocks разрабатывается для Windows, Linux и Mac OS X.
В среде Windows скачать эту среду удобнее всего в составе сборки , в которой уже есть все необходимые библиотеки для начала работы. Сборка не требует установки и работает по принципу: «Распаковал и работай».
Code::Blocks поддерживает следующие компиляторы:
- GNU GCC (incl. G77) (Linux)
- MinGW GCC (incl. G77) (Win32)
- MSP430 GCC (Win32)
- TriCore and PowerPC GCC (Win32, Linux)
- Apple GCC (Xcode) (Mac OS X)
- Microsoft Visual C++ Toolkit 2003 (Win32)
- Microsoft Visual C++ 2005 (Win32)
- Borland’s C++ Compiler 5.5 (Win32)
- DigitalMars C/C++ (Win32)
- OpenWatcom (Win32)
- Intel C++ compiler (Win32)
- Small Device C Compiler (SDCC)
- Digital Mars D
- GDC D Compiler
- LLVM D Compiler
Готовые шаблоны
CodeBlocks имеет готовые шаблоны проектов, которые позволяют быстро создать минимальное приложение.
Редактор кода
Редактор кода обладает всеми возможностями для комфортной работы программиста:
- Выделение синтаксиса (можно настроить под себя)
- Интерфейс с вкладками
- Автозавершение кода
- Браузер классов
- Умный отступ
- Обмен одним кликом между файлами.h и.c / .cpp
- Пользовательские сочетания клавиш
- Внешние настраиваемые «Инструменты»
- Управление списком дел с разными пользователями
Количество настроек редактора просто огромно:
Кроме общих настроек также настраивается:
- Сворачивание кода
- Поля и курсор
- Подсветка синтаксиса (отдельно по типам файлов)
- Код по умолчанию для создаваемых файлов (можно вставить автоподпись)
- Сокращения (при вводе сокращения оно автоматически разворачивается в код)
- Форматирование кода
- Способ сохранения и возврата к строчкам кода
- Автодополнение кода
- Настройка статистики кода
- Генерация документирования кода
- и многое другое
Плагины
Возможности редактора могут быть расширены с помощью плагинов. Например:
- HEX-редактор
- Диаграммы Насси Шнейдермана
- Экспорт исходного кода в другие форматы
- Макросы нажатия клавиш
- Горячие клавиши для меню
- Инкрементный поиск
- Переменные среды
- и многие другие
Отладчик
В качестве отладчика по умолчанию CodeBlocks использует GDB — самый популярный отладчик для языка Си, который был разработан еще Ричардом Столменом.
Отладчик позволяет установить точки останова и затем пошагово выполнять код с одновременным мониторингом переменных и массивов. Также вы можете отслеживать стеки вызываемых функций.
Итоги
Количество возможностей и настроек среды CodeBlocks позволяют превратить эту среду в отличный инструмент Си-программиста.
Интегрированная среда разработки (IDE) Code::Blocks (далее CB) представляет собой полноценный продукт для разработки приложений на языке C/C++. CB – это кроссплатформенная среда, разработанная с использованием библиотеки инструментов wxWidgets. Имеются версии среды как для Windows, так и для других операционных систем (ОС) - Linux и Mac OS. Эта IDE абсолютно бесплатна, имеет открытый исходный код и построена полностью с использованием открытых технологий. Одним из самых сильных сторон CB является поддержка создания приложений wxWidgets – т. е. такого программного обеспечения (ПО), которое для отрисовки графического пользовательского интерфейса (GUI) использует API ОС. Другими словами, CB позволяет создавать кроссплатформенное ПО на любой вкус.
CB умеет работать с большим количеством компиляторов. Если в системе их установлено несколько - можно с лёгкостью переключаться между ними, в зависимости от потребности. Плюс ко всему, IDE сама на этапе установки просканирует систему на наличие доступных компиляторов и предложит задействовать один как основной. Доступна возможность позже изменять эти настройки как глобально, так и отдельно для проектов. Для глобальных настроек среды существует целый раздел «Settings» в главном меню CB. Чтобы внести какие-либо специфические настройки, характерные для конкретного проекта, нужно открыть окно свойств проекта. Для этого необходимо вызвать контекстное меню проекта, кликнув по нему правой клавишей мыши, и выбрать пункт «Properties». Сами проекты (открытые в данный момент в IDE) выведены в виде дерева в док-панели «Management», в её вкладке «Projects». Теперь, в открывшемся окне свойств можно настраивать самые разнообразные параметры, начиная от редактирования целей сборки и заканчивая подключением сторонних библиотек. Кнопка «Project’s build options» на вкладке «Project Settings» того же окна свойств позволит очень гибко настроить для конкретного проекта конфигурацию сборки: ключи компилятора, выбрать сам компилятор, подключить библиотеки для линковщика и т. п. Всё это можно проделать для отдельных режимов: «Release» «Debug».
GUI CB построен на основе плавающих и растягивающихся док-панелей, которые можно пристыковывать к любым сторонам главного окна IDE, просто перетаскивая их мышкой. Благодаря этому, можно очень гибко настраивать различные компоновки интерфейса для различных размеров экрана, оптимизируя эргономику GUI. Если мониторов несколько - удобно отделить некоторые панели от основного окна и разместить их на соседних мониторах.
Подсветка, автодополнение кода и средства редактирования в CB делают процесс работ с кодом лёгким и комфортным. Огромный арсенал настроек позволяет очень тонко настраивать среду «под себя». Очень полезным является наличие поддержки работы с переменными окружения. Благодаря этой возможности CB можно очень тесно интегрировать в систему и расширять его возможности, например, таким образом можно подключать библиотеку wxWidgets.
Кстати, для разработки приложений с GUI на основе wxWidgets в CB есть встроенный RAD-инструмент для конструирования GUI – wxSmith. Это довольно мощная утилита, хотя и не совсем простая в освоении.
В этом пособии вы найдете легкие инструкции со скриншотами для установки компилятора (MINGW компилятора), инструмента, который позволит вам преобразовать код, который вы пишете в программу и Code::Blocks, бесплатную среду разработки для C и C++. В этом пособии объясняется как установить Code::Blocks на Windows 2000, XP, Vista или Windows 7. Примечание: если вы работаете в Linux, перейдите по ссылке, чтобы узнать, как использовать GCC, если вы используете OS X, нажмите здесь, чтобы настроить его с помощью Apple XCode.
Шаг 1: Скачивание Code::Blocks
- Зайдите на этот сайт
- Перейдите по ссылке Download the binary release (прямая ссылка)
- Перейдите в раздел Windows 2000 / XP / Vista / 7
- Найдите файл, у которого в названии есть mingw . (Название на момент написания статьи было codeblocks-10.05 mingw-setup.exe; версии 10.05 могут быть разными).
- Сохраните файл на рабочем столе. Это примерно 74 мегабайта.
Шаг 2: Установка Code::Blocks
- Дважды щелкните на программу установки.
- Нажмите next несколько раз. Другие пособия по установке предполагают, что вы устанавливаете в C:\Program Files\CodeBlocks (место установки по умолчанию), но вы при желании можете установить в любом другом месте
- Проведите полную установку
- Запустите Code::Blocks
Шаг 3: Запуск в Code::Blocks
Перед вами откроется окно Compilers auto-detection:
Когда перед вами появится окно автоматического обнаружения компилятора, просто нажмите OK. Code::Blocks может спросить, хотите ли вы связать его с просмотром C/C++ файлов по умолчанию — я советую вам это сделать.
Нажмите на меню File и в разделе New , выберите Project ... Появится следующее окно:
Нажмите на Console Application , а затем Go . Нажимайте next , пока не дойдете до :
Вам будет предложено выбрать между C или C++. Если вы не уверены, используйте C++. В противном случае, выберите язык, который вы изучаете. (Вы можете найти пособия по С и С++ .)
После нажатия Next , Code::Blocks спросит, где вы хотите сохранить консольное приложение:
После нажатия Next еще раз, вам будет предложено настроить компилятор:
Вам не нужно ничего делать, просто нажмите Finish и используйте значения по умолчанию.
Теперь слева вы можете открыть файл main.cpp:
(Вам, возможно, потребуется раскрыть содержание папки Sources , если вы не видите main.cpp).
Теперь у вас есть свой файл main.cpp , который вы можете изменять при желании. На данный момент, он просто говорит: Hello World! , поэтому мы можем запустить его таким, какой он есть. Нажмите F9 , для того чтобы сначала скомпилировать, а потом запустить его.
Теперь у вас есть работающая программа! Вы можете просто отредактировать main.cpp, а затем нажать клавишу F9, чтобы скомпилировать и запустить его снова.
Теперь, когда вы закончили установку компилятора, самое время учиться программированию: на C++ (или, если вы изучаете C, программирование на C).
Поиск и устранение неисправностей
Если что-то не работает, то чаще всего появляется сообщение:
CB01 — Debug» uses an invalid compiler. Probably the toolchain path within the compiler options is not setup correctly?! Skipping…
Во-первых, убедитесь, что вы скачали правильную версию Code::Blocks, ту, которая содержит MinGW . Если так вы не решите проблему, то, скорее всего, проблема с автоматическим обнаружением компилятора. Вы можете проверить текущее состояние «авто-определения» так. Перейдите в Settings|Compiler and Debugger... . Затем слева выберите Global Compiler Settings (он имеет значок с изображением шестеренки), а справа, выберите вкладку Toolchain executables . В этой вкладке есть Auto-Detect , который можно использовать. Это может решить проблему — если нет, вы можете сделать это вручную. На скриншоте показано, как все это выглядит на моей системе. Измените путь с пометкой Compiler"s installation directory , если вы установили в другом месте, и убедитесь, что все остальное заполняется как показано на рисунке.
После того как вы сделали это, попробуйте нажать F9 еще раз, чтобы проверить, можете ли вы запустить программу.
Code::Blocks - свободная интегрированная среда разработки (IDE) с отрытым исходным кодом, которая поддерживает использование различных компиляторов. По умолчанию Code::Blocks использует компилятор MinGW, который поставляется в комплекте (можно скачать дистрибутив и без встроенного компилятора). MinGW – это вариант компилятора GNU C/C++ для Windows. MinGW – это сокращение "Minimalist GNU для Windows". Набор MinGW включает инструменты для программирования с открытым исходным кодом, которые не зависят от каких-либо платных сторонних библиотек. Он используется многими средами разработки (Visual Studio использует собственный компилятор). MinGW включает набор GNU Compiler Collection (GCC), включая компиляторы C, C ++, ADA и Fortran. Code::Blocks имеет открытую архитектуру, что позволяет ему масштабироваться за счёт подключаемых модулей (можно писать программы как под windows, linux, так и под различные микропроцессоры типа avr и stm32). Отладчик кода в Code::Blocks поддерживает точки останова в исходном коде или в данных, которые обрабатывает программа.
Code::Blocks доступен под Windows, Linux и Mac OS X. Сайт проекта - codeblocks.org .
Установка компилятора MinGW
Установка самого Code::Blocks не представляет ничего сложного. Желательно только устанавливать его в папку, в пути к которой нет пробелов или кириллицы. Рассмотрим установку компилятора MinGW. Как правило, дистрибутив Code::Blocks содержит старую версию компилятора MinGW, поэтому желательно скачать Code::Blocks без компилятора MinGW и установить компилятор отдельно. Сначала скачиваем инсталлятор с сайта проекта mingw.org . После запуска появится следующее окно.
Нажмимаем Install и получаем следующее окно.
Здесь в поле Installation Directory указываем расположение файлов компилятора. По умолчанию это C:\MinGW , его и оставляем. Нажимаем Continue и начинается загрузка и установка менеджера для установки MinGW.
Нажимаем Continue и получаем следующее окно.
Для программированя на C++ выбираем для установки пакеты mingw32-base-bin (A Basic MinGW Installation) и mingw32-gcc-g++-bin (The GNU C++ Compiler) , а затем жмём в меню Installation -> Apply Changes . Появится окно, в котором будет отображаться загрузка выбранных пакетов.
По завершении загрузки пакетов нажимаем на кнопку Close
При первом запуске Code::Blocks автоматически обнаружит установленный компилятор. При возникновении проблем необходимо перейти в меню Settings -> Compiler... и на вкладке Toolchain executables проверить правильность пути к MinGW, а также имена файлов компилятора и линковщика. Теперь можно создавать проект.
Создание проекта
Для создания проекта необходимо перейти в меню File -> New -> Project...
В появившемся окне выбираем необходимый тип проекта. Здесь мы видим, что Code::Blocks имеет большое количество шаблонов проектов. В нашем случае это Console application (консольное приложение).
В следующем окне выбираем используемый язык программирования. Выбираем C++ и нажимаем на кнопку Next .
Далее в поле Project Title вписываем название проекта. В нашем случае это Test . Тут же указываем расположение проекта на диске (поле Folder to create project in ). В указанной нами папке Codeblcoks автоматически создаст папку с ранее указанным названием проекта. Указав имя папки и имя файла, нажимаем на кнопку Next .
В следующем окне выбираем компилятор. По умолчанию выбран GNU GCC Compiler, который мы и будем использовать.
Жмём Finish и получаем минимальную программу, так называемый Hello World!
Нажмимаем F9 для компиляции и запуска программы и получаем следующее окно.
Поддержка кириллицы в консоли
Код стандартного проекта, генерируемого средой Code::Blocks, не поддерживает ввод и вывод кириллических символов в консоли. Для решения данной проблемы необходимо сначала внести небольшие изменения в код проекта. Пример исходного кода показан ниже.
Исходный код
#include
Далее необходимо запустить программу, щёлкнуть левой кнопкой мыши по заголовку окна (где показывается путь к запущенному.exe файлу) и в контекстном меню выбрать пункт Свойства . Затем на вкладке Шрифт установить шрифт Lucida Console и выбрать удобный размер шрифта. После этого сообщения в консольных приложениях будут поддерживать символы кириллицы.
Code::Blocks — свободная кроссплатформенная среда разработки. Code::Blocks написана на С++ и использует библиотеку wxWidgets. Имея открытую архитектуру, может масштабироваться за счёт подключаемых модулей. Поддерживает языки программирования С, С++, D (с ограничениями).
Code::Blocks разрабатывается для Windows, Linux и Mac OS X. Среду можно собрать из исходников практически под любую Unix-подобную систему. [ http://ru.wikipedia.org/wiki/Code::Blocks ]
Для того чтоб включить русский язык нужно сделать следующее:
1. Архив нужно распаковать в подпапку программы (куда установлена), например C:\Program Files (x86)\CodeBlocks\share\CodeBlocks
2. После запуска программы выбираем Settings -> Environment -> View, ставим галочку «Internationalization» и выбираем из списка «Russian».
3. Перезапускаем программу CodeBlocks получаем руссификацию.
Русский язык успешно подключен к Code::Blocks версии 13.12.
Архив уже содержит структуру папки locale\ru_RU (для размещения в \CodeBlocks\share\CodeBlocks)
Состояние превода:
Messages: 2173
Translated: 2173 (100.0%)
Untranslated: 0 (0.0%)
Shared between Ubuntu and upstream: 2173 (100.0%)
Translated differently between Ubuntu and upstream: 0 (0.0%)
Only translated on this side: 0 (0.0%)